Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» является одним из основных документов российского законодательства, регулирующих статус и правовое положение людей, вынужденных покинуть места своего проживания по различным причинам. Основная цель этого закона — обеспечить помощь и защиту этой уязвимой категории населения.
Понятие «вынужденные мигранты» включает в себя людей, вынужденно покинувших свои дома в результате чрезвычайных ситуаций, таких как вооруженные конфликты, природные или экологические катастрофы. В эту категорию также входят иностранцы, вынужденные покинуть страну из-за преследований по политическим, расовым или религиозным мотивам.
Федеральное законодательство предоставляет вынужденным переселенцам гарантии и права в области здравоохранения, образования, жилья и трудоустройства. Они имеют право на медицинскую помощь, в том числе экстренную и специализированную, и бесплатное образование, включая дошкольное, и профессиональную подготовку.
Статья 14. Международное сотрудничество по проблемам вынужденных переселенцев
1. Уровень международного сотрудничества
Международное сотрудничество по проблеме внутренне перемещенных лиц осуществляется на различных уровнях
- Глобальный уровень. На глобальном уровне международное сообщество может совместно разрабатывать и реализовывать меры по предотвращению причин и последствий вынужденного перемещения и защите прав внутренне перемещенных лиц. Такое сотрудничество может включать создание специальных организаций и программ помощи.
- Региональный уровень. На региональном уровне страны региона могут совместно разрабатывать согласованные стратегии и механизмы помощи внутренне перемещенным лицам.
- Двусторонний уровень. Между государствами, где есть или могут быть внутренне перемещенные лица, могут быть заключены двусторонние договоры о сотрудничестве в этой области. Такие договоры могут предусматривать обмен информацией, консультации и совместные мероприятия по защите и помощи внутренне перемещенным лицам.
2. Обмен информацией и опытом
Государства, участвующие в международном сотрудничестве в интересах внутренне перемещенных лиц, обязуются обмениваться информацией и опытом в этой области. Это включает обмен статистическими данными о количестве и составе внутренне перемещенных лиц, а также информацией о передовой практике и успешных программах помощи.
Обмен информацией и опытом может осуществляться через международные организации, форумы, конференции, семинары и в других форматах. Такой обмен позволяет странам учиться друг у друга и разрабатывать эффективные подходы к решению проблемы вынужденной миграции.
3. финансовая помощь
Международное сотрудничество с внутренне перемещенными лицами может также включать финансовую помощь. Государства могут финансировать различные проекты и программы, направленные на оказание помощи внутренне перемещенным лицам.
Финансовая помощь может принимать форму грантов, займов или других инструментов. Она может быть использована для удовлетворения основных потребностей внутренне перемещенных лиц, таких как жилье, питание, здравоохранение, образование и профессиональная подготовка.
Государства обязуются использовать финансовые ресурсы эффективно и прозрачно, с учетом потребностей и приоритетов внутренне перемещенных лиц.
11. Статья 29. Механизмы государственной поддержки вынужденных переселенцев
В соответствии с Федеральным законом «О перемещении лиц внутри страны» государство предусматривает государственные механизмы поддержки внутренне перемещенных лиц для обеспечения надлежащего жилья и адаптации к новому месту жительства.
Механизмы государственной поддержки включают
- предоставление временного жилья и помощь в обустройстве; и
- оказание материальной помощи и социальных выплат; и
- предоставление медицинской помощи и медицинского страхования; и
- предоставление доступа к образованию и языковым курсам; и
- оказание помощи в трудоустройстве и поиске работы; и
- предоставляет юридическую помощь и защиту прав внутренне перемещенных лиц,
- Организация культурных мероприятий и программ социализации,
- Предоставление психологической поддержки и консультаций; и
- оказывают поддержку в возвращении на прежнее место жительства (по возможности),
- Предоставляет информационную поддержку и доступ к необходимой информации; и
- помощь в получении гражданства и правового статуса,
- другие меры государственной поддержки, необходимые для обеспечения достойных условий жизни и интеграции вынужденных переселенцев.
Область оказывает государственную поддержку через компетентные органы и организации, а также предлагает сотрудничество с международными организациями и государствами в рамках международного сотрудничества.
Статья 11. Вопросы социального обеспечения вынужденных переселенцев
1. вынужденные переселенцы имеют право на социальное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. вынужденные переселенцы, попавшие в трудную жизненную ситуацию, имеют право на содействие в оказании материальной помощи и помощи со стороны государственных органов и органов местного самоуправления.
2.1. Материальная помощь
Материальная помощь внутренне перемещенным лицам оказывается на основании их собственного заявления или заявления их законного представителя. Помощь предназначена для покрытия расходов на питание, одежду, медицинское обслуживание, образование и проживание.
Размер материальной помощи определяется в соответствии с принципами социальной справедливости и уровнем финансовых возможностей государства.
Лицам с ограниченными возможностями (инвалидам, пожилым людям, детям) предоставляется дополнительная материальная помощь с учетом их особых потребностей.
2.2. Социальная поддержка
Внутренне перемещенные лица имеют право на социальную поддержку в виде психологической помощи, юридического консультирования, помощи в трудоустройстве, обеспечении жильем и других мер, направленных на облегчение их адаптации к новым условиям жизни.
2.3. Медицинская помощь
Вынужденные переселенцы имеют право на получение медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации. Они имеют право на предварительные и регулярные медицинские осмотры для получения необходимых лекарств, медицинских препаратов и услуг.
2.4. Образование и подготовка к трудоустройству
Внутренне перемещенные лица имеют право на бесплатное образование в общеобразовательных учреждениях, доступ к профессиональному обучению и переобучению. Государство предоставляет им равные возможности для обучения, включая компенсацию за возможные языковые, культурные и образовательные проблемы.
Государства также помогают внутренне перемещенным лицам в поиске работы, предоставляя информацию о вакансиях, советы по трудоустройству, помощь в профессиональном обучении и адаптации к новому месту работы.
2.5. Жилищное обеспечение
Внутренне перемещенные лица имеют право на жилье соответствующего уровня. Государства обязуются предоставлять временное жилье на период адаптации и оказывать помощь в поиске постоянного жилья.
Государства также обязуются принимать меры по предотвращению дискриминации в отношении перемещенных лиц и обеспечивать защиту их жилищных прав.